Особенности внимания младших
школьников.
Рекомендации
родителям.
· Приучайте ребенка к
самостоятельности с раннего возраста. Пусть он помогает Вам по хозяйству,
постепенно у него появится домашняя обязанность, за которую отвечает только он (поливать
цветы, накрывать на стол, выносить мусор, ходить за хлебом - выберите то, что
наиболее соответствует Вашему укладу жизни).
· Предоставьте ребенку
возможность самому себя обслуживать: убирать за собой игрушки, одеваться,
собирать портфель в школу. Предъявляемые к ребенку требования должны быть
адекватны его возрасту и последовательны. Не стоит делать за ребенка то, что он
может сделать сам ( кроме исключительных случаев, например, если он плохо себя
чувствует). Иначе он привыкнет к тому, что после нескольких напоминаний Вы все
равно все сделаете за него, и просто не будет реагировать на Ваши слова.
· Как можно чаще привлекайте
ребенка к обсуждению совместных планов, выслушивайте его и принимайте во
внимание его мнение. То же касается и конфликтных ситуаций: ищите выход вместе,
обговаривая все плюсы и минусы предложенных решений, старайтесь приходить к
компромиссам.
· Не « стойте над душой» у
ребенка. Ребенок, привыкший к тому, что каждое его действие контролируют
взрослые, никогда не научится самостоятельно работать. Когда он начал работу,
займитесь своими делами, подходите к ребенку лишь время от времени и смотрите,
как у него продвигаются дела. Если заметили, что он отвлекся,- спокойным и
доброжелательным тоном поинтересуйтесь его успехами.
· Поощряйте вопросы с его стороны
но не « разжевывайте» ему задания – он должен сам научиться их понимать.
Пойдите на хитрость, пусть ребенок объяснит Вам, как они делали подобное
задание в классе,- Вы были первоклашкой так давно, что плохо помните школьные
требования. Непонятное, спорное слово, нужный синоним поищите вместе с ребенком
в словаре - это, с одной стороны, послужит сменой деятельности, а с другой -
приучит ребенка пользоваться справочной литературой.
6-7-летний ребенок редко умеет самостоятельно организовывать свою деятельность:
помочь ему могут график работы и список предстоящих дел, письменные и устные
напоминания. Преодолеть отвлекаемость поможет составление расписаний и развитие
у ребенка чувства времени.
· Легко утомляемому ребенку
рекомендуется работать, разделив одно задание на два-три по 10-15 минут каждое,
и делать небольшие перерывы между ними, во время которых он сможет подвигаться.
Если у ребенка не получается быстро включаться в работу, начинайте с более легких
и интересных заданий, а сложное оставляйте на «потом».
· Настроиться на успешное и
быстрое выполнение домашней работы ребенку поможет тот вид деятельности,
который ему более интересен и лучше у него получается.
· Развивайте у ребенка чувство
времени, предлагая ему оценить, сколько времени займет то или иное действие
(например, сколько времени говорится определенная фраза, сколько времени поезд
идет от станции до станции и т. д.).
Если на дом задано выучить стихи, начинайте делать уроки с этого задания. Пусть
ребенок прочтет стихотворение два раза вслух, выразительно. Обсудите, о чем это
стихотворение, затем пусть он попытается 2-3 раза прочесть стихотворение по
памяти, при необходимости заглядывая в книгу. После этого сделайте все остальные
задания, а к стихотворению вернитесь в конце.
Обустройте ребенку постоянное рабочее место, где ему удобно и приятно
заниматься. Ни в коем случае не позволяйте ему садиться за уроки при включенном
телевизоре, радио, компьютере, по возможности создайте на время подготовки
домашних заданий спокойную и тихую обстановку.
Собирать портфель первоклассник должен сам, ничего не забыть ему поможет список
предметов, которые надо взять с собой в тот или иной день.